программа одаренный ребенок кр.шап.

Паспорт программы
Наименование
программы

Одаренный ребенок

Основания для
разработки программы

Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные
дети», в рамках Президентской Программы «Дети
России», утвержденной Правительством РФ
Управление образования Администрации
Красногвардейского района Республики Крым
Шамро Н.Н.,старший воспитатель,
Челбашева З.Ф.,педагог-психолог
Создание условий для выявления, поддержки и
развития одаренных детей, их самореализации
5 лет (2022-2026гг.)

Заказчик
Разработчики программы
Цель программы
Срок реализации
программы
Исполнители основных
мероприятий программы

Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад
«Красная шапочка»

Соисполнители

Воспитанники ДОУ и их родители

Ожидаемые конечные
результаты программы

- увеличение числа одаренных детей, которым
оказывается поддержка;
- повышение квалификации педагогов в рамках
самообразования по теме «Одаренные дети»;
- совершенствование системы работы с
одаренными детьми
Контроль в рамках программы осуществляет
администрация детского сада и педагогический
совет. Вопросы исполнения заслушиваются на
заседаниях методических объединений,
педагогических советах, родительских собраниях.

Система контроля
исполнения программы

Одаренность – это системное, развивающееся
в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов в одном
или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
1.ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние системы образования характеризуется всё
большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала
развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых,
значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей
потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,
способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных
детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Детство является очень благоприятным периодом для развития
одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает
практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны,
ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и
родителей необходимых знаний о методах выявления и развития
одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике
дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки
целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического
коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых
дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные
институты, широкая общественность.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными
детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников
в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и
обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия
для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для
выявления скрытой до определенного времени одаренности других
воспитанников.

Основание для разработки Программы
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ
- приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от
17.10.2013 г. №1155
- основные положения «Декларации прав человека», принятой
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года №
Пр-271
- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.3648-20
- Семейный кодекс РФ
- Конституция РФ
- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках
Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством
РФ от 03.10.2002г.;
- Программа развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад «Красная шапочка» на 2019-2023
гг с дополнениями;
- Устав МБДОУ «Детский сад «Красная шапочка».

Пояснительная записка
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности
является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый
ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при
благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность
каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей
главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для
раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их
последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует
подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает
надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким
образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не
затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания
и обучения одаренных детей в детском саду.
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении,
мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно
большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и
креативности. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать,
разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.
Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная
активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной
нагрузке. В дошкольном возрасте проявляется фантазия, творческое
воображение, нестандартность мышления, особая чувствительность,
отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих
способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно
выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную
работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь
на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога,
воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных
направлений работы дошкольного учреждения, является работа с
одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой
проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа
рассчитана на детей дошкольного возраста.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и
развития одаренных детей, их самореализации, воспитание личности,
обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными
возможностями на фоне высоконравственных убеждений, развитие
способностей одаренных детей к включению в любую духовнопрактическую деятельность в зависимости от реальных потребностей
региона, страны и самой личности.
Задачи программы.
1.
Создать систему целенаправленного выявления и отбора
одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
2.
Создать
максимально
благоприятные
условия
для
интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и
в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в
научно-исследовательской и поисковой деятельности.
3.
Внедрение
инновационных
педагогических
технологий
воспитания и обучения одаренных детей.
4.
Создать условия, способствующие организации работы педагогов
с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и
реализации образовательных и творческих возможностей.
5.
Совершенствовать
научно-методическое
и
психологопедагогическое сопровождение одаренных детей.
6.
Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими
общественными
организациями,
учреждениями
дополнительного
образования.
7.
Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на
муниципальном и региональном уровне.
8. Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.
Основные этапы реализации программы
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2022 по
2026 годы.
Механизмы реализации программы.
1.
Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее
дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся
социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными
детьми.
2.
Совершенствование деятельности администрации по мотивации
педагогов на управление развитием исследовательских и творческих
способностей учащихся.
3.
Совершенствование технологии портфолио для построения
индивидуальной траектории развития, как воспитателя, так и воспитанника.
Сферы одарённости ребёнка:

Интеллектуальная сфера:
- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и
исключительной памятью
- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и
практически применяет свои знания
- проявляет исключительные способности к решению задач
- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
- часто с головой уходит в то или иное занятие
- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений:
- Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас,
исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
- Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и
измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет
необычное для своего возраста понимание математических отношений.
- Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям;
проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует
опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей;
хорошо схватывает абстрактные понимания.
Творчество
- ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой
уходить” в интересную работу, занятие;
- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает
всё по-своему;
- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В
использовании материалов и идей;
- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной
ситуации;
- способен продуцировать оригинальные идеи;
- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию
материалов.
Общение и лидерство
- ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм
и занятиям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
- в общении со сверстниками проявляет инициативу;
- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные
для его возраста.
Сфера художественной деятельности (изобразительное
искусство):
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;

- работы оригинальны и отличаются индивидуальностью.
Музыка
- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
Двигательная сфера
- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей
тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных
упражнений;
- для своего возраста обладает исключительной физической силой,
демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Основные составляющие и методические рекомендации программы
психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:
1. Использовать перспективное планирование, познавательную нагрузку
образовательной
деятельности
для
организации
систематического
интеллектуально познавательного, творческого развития одарённых детей.
2. С целью оптимизации использовать блоки дополнительной информации
для индивидуального или группового воздействия, модификационные и
усложнённые варианты развивающих игр и упражнений, кружковую работу,
праздники, развлечения, выставки, конкурсы.
3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие
блоки:
- вводящие новую информацию (навыки, операции);
- закрепляющие новую информацию;
- систематизирующие новую информацию.
4.С целью структурирования интеллектуального развития на основе цепи:
восприятие – мышление – воображение. использовать в работе комплексные
занятия, комбинированные занятия, психолого-педагогические тренинги.
Систематически проводить:
- наблюдение, анализ для выявления умений, знаний и навыков в
соответствии с программными задачами;
- психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики
психолого-педагогических характеристик развития.
Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными
детьми:
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми
являются:
1. Системный подход, который реализуется через:
 интеграцию различных форм, методов и приемов воспитания и
обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности

( дошкольные образовательные
учреждения, музыкальная школа,
внешкольные учреждения и т.д.);
 интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях
развития одаренных детей, учитывая их способности;
 взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с
развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой
деятельности детей;
 взаимодействие обязательных занятий и кружковой работы,
избираемых в соответствии с индивидуальными способностями,
склонностями и интересами одаренных детей;
 направленность на формирование целостной индивидуальности
дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и
эмоционально-волевую сферы;
 обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов
учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и одаренных детей);
 наличие соответствующей подсистемы организационно-методического
обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка
и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных
материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).
2.
Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в
ребенке творческого потенциала, развитию потребности и способности
преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам
разума, красоты и добра».
3.
Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных
детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен
воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе,
содержание которой направлено на реализацию его непосредственных
интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка
в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя
не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им
обязательным программным материалом.
4.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания,
обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс
развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего
детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.
Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей,
восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других
формах занятий с дошкольниками) будут последовательно проходить все
более усложняющиеся этапы развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и
обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств,
потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании
действительности.

5.
Принцип развития важен для работы с одаренными детьми.
Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо
организовать таким образом, чтобы на первом плане было последовательное
развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности,
искусств.
6.
Комплексный подход к работе с одаренными детьми
предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
 принцип комплексности в образовательной деятельности в пяти
образовательных областях (познавательное, физическое, социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое развитие) на интегративной
основе;
 принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться
любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность, т.к.
если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому
делу он будет относиться с отвращением;
 принцип
«комфортности»
в
обучении
включает
создание
благоприятных условий для его творчества;
 принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя
откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр,
музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться
невостребованным и уже ненужным;
 принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на
раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения
у ребенка были задействованы все органы чувств.
В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются
четыре основных стратегии обучения:
1.
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и
возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным
темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и
только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития
одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения
применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности
не представляется возможным.
2.
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям,
которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной
конкретной области знания или области деятельности. При этом
предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности.
3.
Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей
оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных
занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
4.
Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование
личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае
состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся
сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что
способствует формированию у воспитанника личностного подхода к

изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана
сознания.
Направления работы в рамках программы
 Координационное направление:

организация работы всего коллектива детского сада;

интеграция
в
рамках
направления
деятельности
дополнительного образования;

обеспечение нормативно-правовой базы;

ресурсное обеспечение;

контроль и анализ деятельности.
 Диагностическое направление:

проведение специальных конкурсов, турниров, викторин,
выставок и т.д. для выявления одаренных детей;

проведение диагностики одаренных детей;

диагностика условий обучения и развития одаренных детей;

создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».
 Кадровое направление:

определение критериев эффективности педагогической работы с
одаренными детьми;

повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

оказание информационной, методической и финансовой помощи
педагогам;

создание творческой группы педагогов, работающих с
одаренными детьми;

создание условий для отработки и применения новых
педагогических технологий.
 Развивающее направление:

создание образовательной среды для развития одаренных детей;

организация
кружков
интеллектуальной,
физической,
художественно-эстетической направленности;

создание условий для участия одаренных детей в конкурсах и
других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

создание материально-технической базы;

создание системы психологического сопровождения одаренных
детей;

использование информационно-коммуникационных технологий.
 Информационное направление:

привлечение внимания педагогической общественности, органов
государственного управления, средств массовой информации к проблемам
одаренных детей;

размещение информации на сайте ДОУ, в информационных
уголках;

создание банка образовательных программ, диагностических и
методических материалов;

информационная поддержка
педагогов,
работающих
с
одаренными детьми.

Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в
практике элементов инновационных технологий, проведение нестандартных
форм занятий;
- Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к
конкурсам;
- Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;
- Психологические консультации, тренинги, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение кружков по способностям, а также спортивных секций по
интересам;
- Использование современных средств информации (Интернет,
компьютерные игры );
- Создание детских портфолио.
Участники реализации программы
- Заведующий ДОУ;
- старший воспитатель;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- воспитатели;
- педагог- психолог;
- педагоги дополнительного образования;
- учитель-логопед
- воспитанники детского сада
- родители детей
Ожидаемые результаты
1.
Создание банка данных, включающего сведения о детях с
различными типами одаренности.
2. Поддержка и развитие одаренных детей, создание системы
взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной школой,
учреждениями
дополнительного
образования,
родителями
воспитанников.
3.
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной
работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной,
художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
4.
Обобщение и систематизация материалов педагогической
практики.
5.
Повышение
профессиональной
компетентности
педагогов детского сада в организации работы с одаренными детьми.
6.
Активизация участия родителей и социума в работе с
одаренными детьми.
7.
Повышение качественных показателей учебно-воспитательного
процесса воспитанников, развитие их творческих способностей.

8.

Повышение познавательного интереса у одаренных детей.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
1.
Количественные
и
качественные
показатели
участия
воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
2.
Положительная динамика проявления интереса воспитанников к
различным видам деятельности.
3.
Положительная динамика проявления интереса одаренных детей
к исследовательской, проектной, спортивной, творческой деятельности.
4.
Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с
одарёнными детьми.
5.
Повышения уровня социальной успешности воспитанников.

Название этапа

Время
проведе
ния
1 этап
— Сентябрь
диагностико-декабрь
организационный 2022 г.

Цель

Задачи

Планируемые мероприятия

Подготовить
условия для
формирования
системы
работы
с
одаренными
воспитанника
ми в детском
саду.

1.Изучение нормативной базы,
подзаконных актов по данной
проблеме.
2.Разработка программы
работы с одаренными детьми.
3.Разработка структуры
управления программой,
должностных инструкций,
распределение обязанностей.
4.Анализ материальнотехнических, педагогических
условий реализации
программы.

1.Проведение комплексной психологопедагогической диагностики индивидуальных
особенностей воспитанников на всех ступенях
учебно-воспитательного процесса.
2.Изучение воспитателями технологий
работы с одарёнными детьми.
3.Создание творческой работы воспитателей
по работе с одаренными детьми.
4.Социально-психологическая и методическая
подготовка воспитателей детского сада,
ознакомление с передовым опытом в области
работы с одаренными детьми.
5.Создание нормативно-правовой базы.
6.Создание системы диагностики развития
одаренности детей в процессе реализации
программы.

2 этап
— 2022реализационный, 2026 гг.
организационнопрактический

Реализация
1.Диагностика склонностей
системы
воспитанников.
работы
с 2.Разработка методических
одаренными
рекомендаций по работе с
детьми.
одаренными детьми,
материалов для проведения
различных мероприятий,
праздников.
3.Формирование методической
библиотеки детского сада по

1.Организация деятельности психологической
службы по работе с одаренными детьми.
2.Внедрение педагогических технологий
развития детской одаренности.
3.Выпуск информационных бюллетеней,
методических рекомендаций, памяток по
работе с одарёнными детьми.
4.Пополнение и обновление банка данных
«Одаренные дети ДОУ», методических
материалов, диагностических методик.

работе с одаренными детьми.
4.Повышение квалификации
педагогов в области работы с
одаренными детьми.

3
этап
— 2026 г.
итоговоаналитический

5.Психологическая, педагогическая
поддержка одаренных детей.
6.Методическая помощь в реализации
программ, обмен опытом и
совершенствование профессионального
мастерства педагогов.
7.Систематическая и целенаправленная
работа с одаренными детьми в ДОУ,
регулярное проведение интеллектуальнотворческих мероприятий.
Переход
1.Анализ итогов реализации
1.Обобщение результатов предыдущего этапа
системы
программы.
реализации.
работы
с 2.Осуществление
2.Коррекция проекта и уточнение программы.
одаренными
преемственности в воспитании 3.Распространение позитивного опыта,
детьми
в и развитии одарённых детей на публикации в периодических изданиях.
режим
всех этапах воспитания и
4.Сравнительный анализ и обобщение
функциониров обучения в детском саду.
результатов развития одаренных детей.
ания.
3.Коррекция затруднений
5.Мониторинг личных достижений
педагогов в реализации
воспитанников.
программы.
6.Анализ деятельности воспитателей по
4.Обобщение и презентация
организации работы с одаренными детьми.
результатов работы детского
7.Создание системы работы с одаренными
сада в реализации программы. детьми в условиях детского сада.
8.Определение проблем, возникших в ходе
реализации программы, пути их решения и
разработка перспективного плана-программы
дальнейшей работы в этом направлении.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными
воспитанниками в ДОУ
Направление
Содержание
деятельности
Информационное 1. Нормативно-правовое обеспечение:
обеспечение
Приказ об утверждении программы по работе с одаренными
детьми в ДОУ
Положение о проведении конкурсов, викторин и т.п.
2. Программное обеспечение
3. Наличие информационно-методических материалов
(рекомендации, публикации, списки литературы по
направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта,
иллюстрированных отчетов.
Организационно- 1. Создание творческой группы по проблеме работы с
методическое
одаренными детьми.
обеспечение
2. Повышение квалификации воспитателей через систему
тематических семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы
дополнительного образования в детском саду.
4. Изучение обобщения опыта работы воспитателей,
специалистов .
5. Мониторинг работы с одаренными детьми.

Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными
детьми:
Форма
Наглядное
моделирование,
проблемные ситуации

Задачи
Развитие умственных способностей ребенка:
1.
Ознакомление с пространственными
отношениями.
2.
Развитие элементов логического мышления.
3.
Развитие речи и ознакомление с художественной
литературой.
4.
Развитие элементарных математических
представлений.
5.
Подготовка к обучению грамоте.
6.
Конструирование.
7.
Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
8.
Ознакомление с природой.
9.
Ознакомление с элементарными физическими

Спортивные
мероприятия
Экспериментальная
мастерская
Круглый стол, семинар,
практикум, тренинг

Кружки,
тематические недели
(декады), праздники,
конкурсы

явлениями.
10. Изобразительное искусство.
Развитие физических способностей.
Выявление новых способностей у детей путем
внедрения новых педагогических технологий.
Психологическое и педагогическое сопровождение
родителей одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного
ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
Создание условий для самореализации одаренных
детей для проявления творческих и интеллектуальных
способностей

План
реализации направлений программы «Одаренные дети» в
МБДОУ «Детский сад «Красная шапочка» с.Петровка
Красногвардейского района Республики Крым на 2022/2026 годы
№
п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научное направление
1

Разработка программы

2

Разработка системы взаимодействия с семьей
одаренного ребенка

Август
2022
2022

Старший воспитатель,
педагог-психолог
Старший воспитатель,
педагог-психолог

Научно-методическое и образовательное направление
1

Разработка плана мероприятий

2

Создание системы дополнительного образования
как условия для саморазвития и самореализации
Создание системы психолого-педагогического
сопровождения

3
4
5

6
7
8

9
10
11
12

Апробация и внедрение диагностического
инструментария выявления одаренных детей
Создание и ведение банка данных, включающее
сведения о детях разных типов одаренности и
талантливости, образовательных программах
обучения одаренных детей, кадровом обеспечении
процесса
Повышение профессиональной квалификации
кадров, работающих с одаренными детьми
Целенаправленная работа с родителями по
проблемам детской одаренности, способам ее
поддержки и развития
Участие педагогов в научных, научнопрактических конференциях разного уровня,
методических объединениях, семинарах,
родительских собраниях по проблемам
одаренности ребенка
Привлечение внимания общественности района,
родителей к потребностям одаренных детей
Самообразование педагогов по проблемам
одаренности детей
Использование методической литературы по
проблеме одаренных детей
Оперативный сбор и оформление, размещение
материалов на сайте, информационных уголках
ДОУ по рубрикам:

Август
2022
2022-2023
2022

2022
2022-2026

2022-2026
2022-2026

2022-2026

Творческая группа
педагогов
Старший воспитатель,
педагоги ДОУ
Заместитель заведующего
по ВМР,
педагог-психолог
Педагог-психолог,
воспитатели
Старший воспитатель,
педагог-психолог,
творческая группа
Заведующий,
Старший воспитатель,
Старший воспитатель,
педагог-психолог,
воспитатели
Старший воспитатель,
педагог-психолог,
специалисты, воспитатели

2022-2026

Заведующий ДОУ,
родительский комитет
Педагогические работники

2022-2026

Воспитатели ДОУ

2022-2026

Педагогические работники

2022-2026

13

14

- опыт педагогической работы с одаренными
детьми;
- родительские заметки об особенностях
воспитания и развития одаренных детей;
- достижения воспитанников (рисунки, стихи,
фотографии)
Деятельность методического объединения:
- рассмотрение материалов педагогических
исследований по данной проблеме;
- организация апробации методик обучения
дошкольников;
-распространение педагогического опыта по
данной теме
Приобретение методической литературы, пособий,
модернизация предметно-пространственной
развивающей среды.

2022-2026

Старший воспитатель

2022-2026

Заведующий ДОУ

Организационное психолого-педагогическое направление
1

Индивидуальная работа со специалистами

2022-2026

2

Организация и совершенствование работы,
объединения по дополнительному образованию,
кружков различной направленности в возрастных
группах

2022-2026

3

Создание среды общения, самореализации,
социализации:
- заключение договоров с учреждениями
образования различного уровня;
- организация и проведение конкурсов,
мероприятий различного уровня;
- организация выставок;
- организация защиты творческих проектов
педагогов вместе с детьми

2022-2026

Старший воспитатель.
педагог-психолог
Старший воспитатель,
воспитатели, педагогпсихолог, педагоги
дополнительного
образования,
муз.руководитель,
инструктор по ФК
Заведующий, старший
воспитатель,
педагог-психолог,
творческая группа

Социально-экономическое направление
1

Создание условий для оказания одаренным детям
социальной, психологической, медицинской
помощи

2022-2026

Заведующий ДОУ,
медсестра, родительский
комитет

Перспективный план реализации направлений программы
«Одаренные дети» в МБДОУ «Детский сад «Красная шапочка»
с.Петровка Красногвардейского района Республики Крым
на 2022/2026 годы
№
п/п

1

2

3

4

5

Направления
реализации
программы
Изучение
нормативных
документов,
методической
литературы,
рекомендаций и
опыта работы
педагогов по
вопросу
«Одаренные
дети»

Мероприятия

1. Педчас «Работа с одаренными детьми
в условиях ДОУ»
2. Знакомство с новинками
педагогической литературы:
«Особенности работы с одаренными
детьми»
3. Круглый стол «Педагоги и психологи
о детской одаренности»
4. Педчас «Современная модель
системы работы с одаренными детьми и
детьми с особенностями развития»
5. Практикум «Организация
индивидуальной и
дифференцированной работы с
одаренными детьми»
Преемственность 1.Алгоритм поиска и выявления
дошкольных
одаренных детей в детском саду и в
учреждений и
школе: схожесть и различия
начальной школы 2. Собеседование учителей с
воспитателями об интересах и
наклонностях детей, которые идут в
школу; анкетирование родителей;
Создание банка
1. Анкетно-биографические сведения по
данных
одаренным детям
одаренных детей
2. Психодиагностические обследования
ДОУ
среди воспитанников
3. Анкетирование родителей
4. Диагностическая работа во время
проведения интеллектуальных и
художественных конкурсов
Психологическая 1. Регулярные консультации для
помощь
родителей одаренных детей
одаренным детям 2. Организация психологического
сопровождения в ходе конкурсов,
выставок и других интеллектуальных и
творческих мероприятий
3. Психологические тренинги,
направленные на повышение
эмоциональной устойчивости детей
Создание
1. Комплектование методического
методической
кабинета соответствующей учебной и
копилки по работе научно-методической литературой
с одаренными
2. Создание методической копилки

Дата
Сентябрь
2022
ежегодно

Ответственные
творческая группа
воспитателей
Заместитель
заведующего по ВМР,
педагог-психолог

Январь
Педагог-психолог
2023
апрель 2023 Совет творческой
группы воспитателей
Апрель
2024 года
Август 20
Ежегодно
май

Старший воспитатель,
педагог-психолог,
педагогические
работники
Зам.зав. по ВМР
учителя начальных
классов
Педагог-психолог,
воспитатели

2022-2026

Воспитатели,
педагог-психолог
Педагог-психолог

ежегодно
ежегодно

Педагог-психолог
Педагог-психолог

постоянно

Педагог-психолог

В течение
2022-2026

Педагог-психолог

В течение
2022-2026

Педагог-психолог

В течение
2022-2026

педагоги творческой
группы

В течение

Творческая группа

2022-2026

детьми

6

7

Систематизация
работы
воспитателей с
одаренными
детьми в
образовательной
деятельности

Создание условий
для работы с
одаренными
детьми (план
мероприятий по
выявлению и
развитию
одаренности)

(тесты, диагностические карты,
карточки для дифференцированной
работы, задания повышенной трудности
по различным видам образовательной
деятельности, разработки
интеллектуальных игр)
3. Создание тематических картотек,
подборка литературы, дидактических
пособий по вопросам одаренности детей
1. Использование в образовательной
деятельности различных современных
средств информации: Интернета,
электронных энциклопедий
2. Применение на занятиях
современных технологий: игровых,
учебно-исследовательских,
коммуникативных, проблемнопоисковых, здоровьесберегающих
3. Проведение нестандартных форм
образовательной деятельности: занятиеКВН, занятие-сказка, квест, занятие
творческая мастерская, занятиеисследование, занятие-поиск и др.
1. Функционирование дополнительного
образования, кружков по интересам в
группах

2022-2026

2.Проведение конкурса «Дорога
глазами детей» (со средней группы)

Сентябрьоктябрь
ежегодно
Октябрьноябрь
ежегодно
Май
ежегодно
Май
ежегодно

3.Конкурс творческих проектов по
краеведению «Мой Крым» (со средней
группы)
4.Конкурс чтецов «Великая Победа»
(старшие, подготовительные группы)
5.Отчетный концерт
6.Музыкальный фестиваль «Веселые
нотки»
7.Спортивные соревнования :
-«Веселые старты»;
- школа мини-футбола «Кожаный мяч»;
- районная Спартакиада;
- летние, зимние Олимпийские игры
8.Конкурсы рисунков, выставки
творческих работ

В течение
2022-2026

Педагогические
работники

В течение
2022-2026

Воспитатели групп

В течение
2022-2026

Воспитатели групп

В течение
2022-2026

Воспитатели групп

В течение
2022-2026

Педагоги
дополнительного
образования,
воспитатели,
муз.руководитель,
инструктор по ФК
Воспитатели групп

Август
ежегодно
ежегодно

В течение
2022-2023
гг по
годовому
плану

Воспитатели групп
Воспитатели групп
Музыкальный
руководитель,
воспитатели групп
Музыкальный
руководитель
Инструктор по
физической культуре

Воспитатели групп

9.Математическая олимпиада
10. Интеллектуальный марафон «Знай и
люби свой край» ( подготовительные
группы)
11.Интеллектуальный конкурс «Умники
и умницы»
12. Конкурс знатоков сказок «Ах, что за
прелесть эти сказки!» (ср. и ст. группы)
13.Конкурс рисунков «Дружат дети на
планете» (ср., ст., подг.группы)
14.Конкурсы поделок из природного и
бросового материала

8

Проведение
мероприятий с
родителями
одаренных детей

1. Анкетирование родителей с целью
определения их основных подходов к
данной проблеме
2. Консультация «Организация досуга
одаренных детей»
3.Анкетирование «Необходимо ли
проводить работу с одаренными
детьми?»
4.Консультация «Трудности воспитания
одаренного ребенка в семье»
5.Подведение итогов работы по
программе «Одаренный ребенок»
6. Индивидуальные консультации
психолога

Октябрь
2023
апрель
ежегодно

Воспитатели групп

Январь
ежегодно
Февраль
ежегодно
Июнь
ежегодно
К
праздникам
ежегодно
Август –
сентябрь
ежегодно
Февраль
2023
Октябрь
2022

Педагог-психолог,
воспитатели групп
Воспитатели групп

Январь
2024
Май
ежегодно

воспитатели

7. Совместное творчество родителей и
детей. Выставки творческих работ
8. Спортивные соревнования «Мама,
папа, я – спортивная семья»

В течение
2022-2026
годов
В течение
2022-2026
Декабрь
ежегодно

9. Награждение благодарственными
письмами родителей воспитанников

Май
ежегодно

Воспитатели групп

Воспитатели групп
Воспитатели групп
Педагог-психолог
педагог-психолог
Воспитатели групп

Старший воспитатель,
педагог-психолог
воспитатели
Педагог-психолог
Педагоги
Инструктор по
физической культуре,
воспитатели групп
Заведующий ДОУ

Рекомендуемая литература
1. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное
пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.:
Изд-во «Академия», 2000
2. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. –
М.: Педагогическое образование России, 1999.
3. Государственная программа «Одаренные дети»
4. Богоявленская,
Д.Б.
Рабочая
концепция
одаренности
/Д.Б.Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002.
5. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого
потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».