25.03.2021
В
результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей
появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от
многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется
быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем,
не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и
воспитателя. Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы –
автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, то
от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого
правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный
период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится
30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется
параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом
прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает
употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит
субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний
выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и
только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации)
нового звука и того, который выступал в качестве субститута.
Таким
образом, после того, как логопед научил ребенка произносить звук,
необходим контроль со стороны взрослых. Так как ребенок больше времени
проводит в детском саду, очень важна роль воспитателя в процессе автоматизации
нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное
произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что
делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребенка
негативной реакции. Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры
и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным
звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление
словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться чистого произношения
как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в
свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!
Игра "Найди нужное слово"
Взрослый называет слова, а ребенок должен
сказать "ОЙ", если в слове услышит изучаемый звук, о котором
договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка
вслушиваться в звучание слов.
Игра "Что я загадал?"
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово,
по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у
него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это
Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо
автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает
слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале,
середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку,
при правильном ответе- меняться ролями.
Игра "Чего не стало?"
На
столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок
отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок
поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают
придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила,
булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
Игра "Образуй родственные слова"
Дошкольникам предлагают придумать к названным
словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.
Игра "Посчитай-ка"
Детям
предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы
посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины,
три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра "Всезнайка"
Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые
начинаются с определенного звука , например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Игра "Кто больше"
Взрослый просит назвать слова, в названии
которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно
создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в
придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более
старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например-
изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать
только живые предметы или только сладкое…
Игра "Один — много"
"Я говорю про один предмет, а ты говоришь
про много предметов".
Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...;
дятел — ... и др.
Игра "Чего много"
"Скажи, чего много?". Например:
палуба — ..., малыш — ..., шалаш — ..., желудь — ...и др.
Игра "Знаешь ли ты?"
Дошкольникам предлагается назвать как можно
больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи — свекла, баклажан и др.
Игра
"Назови ласково словечко"
Дошкольникам предлагается назвать предложенные
слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ...,
кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад,
на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще
мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся
до автоматизма.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.03.2021
Дата обновления: 25.03.2021
Дата публикации: 25.03.2021