Речевая готовность ребенка к школе

25.03.2021

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

 

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

 

·                           Правильное произношение всех звуков

·                           Умение различать звуки речи на слух

·                           Владение навыками звукового анализа и синтеза

·                           Словарный запас

·                           Сформированность грамматического строя речи

·                           Связную речь

·                           Речевую коммуникацию

·                         Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

 

Звукопроизношение и   фонематический слух

 

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

 

Владение навыками звукового анализа и синтеза:

 

·                           умение выделять звук на фоне слова;

·                           слышать и выделять первый и последний звук в слове;

·                           определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

·                           определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;

·                           называть слова с заданным звуком;

·                           уметь составлять слова из звуков;

·                           дети должны знать и правильно употреблять термины "звук", "слог", "слово", "предложение".

     

Слоговая структура слова

 

Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

2.png - 236.14 KB 3.png - 149.57 KB  

Словарный запас

 

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

  4.png - 88.90 KB      5.png - 225.06 KB    6.png - 41.62 KB 

  

   

Сформированность грамматического строя речиХочу такой сайт

 

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

   Игры "Один-много", "Назови предмет ласково", "Назови детенышей", "Чей хвост и чьи уши", "Два и пять предметов".

 

Связная речь

 

 

К 7 годам ребёнок должен уметь

 

·                         пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

·                           составлять рассказ по картинке

·                         составлять рассказ по серии картин

·                         отвечать на вопросы по тексту

 

При пересказе (рассказе) обращается внимание:

 

                    на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),

·                           на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),

·                           на лексику (полнота и точность использования слов),

·                           на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения

 

Мелкая моторика рук

 

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

 

Психические процессы

 

Все психические процессы тесно взаимосвязаны.

Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

 

Речевая коммуникация

 

                   Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

                  уметь слушать и понимать речь,

             строить общение с учетом ситуации,

             легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

             ясно и последовательно выражать свои мысли,

              пользоваться формами речевого этикета.

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.03.2021

Дата обновления: 25.03.2021

Дата публикации: 25.03.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».