Страница советов педагога-психолога

31.07.2019

01.08.2019

Я, Колесникова Любовь Алексеевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Красная шапочка» рада Вас приветствовать на моей страничке.

Страничка в первую очередь адресована тем, кто заинтересован в гармоничном, всестороннем развитии своего ребёнка и тем, кто хочет  побольше узнать о детях, их развитии, проблемах и их разрешении. А также воспитателям, работающим или будущим педагогам-психологам, и просто тем, кому интересна психология.

Надеюсь, информация будет для Вас полезна, интересна и может быть поможет при решении каких-то проблем.

 

На страничке Вы сможете:

- УЗНАТЬ, ЧЕМ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ЗАНИМАЕТСЯ В ДЕТСКОМ САДУ,

-ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ СМОГУТ НАЙТИ ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ИХ ВОПРОСЫ,

-ПОИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ В ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ИГРЫ

- НАЙТИ ИНТЕРЕСНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ И ТРЕНИНГОВ С ДЕТЬМИ

-ПОСМОТРЕТЬ ФОТО

Консультация для воспитателей

01.08.2019

Современный этап развития системы специального образования характеризуется особым вниманием к периоду раннего и дошкольного детства.

 Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной специальной дошкольной педагогики, в России и за рубежом из- за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.

Значение раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей заключается в том, что дошкольный возраст – наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращения появления вторичных нарушений. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Ребёнок рождается с предпосылками в развитии и если упустить данный период, то у ребёнка проявятся стойкие нарушения.

Своевременная коррекционная помощь ребенку в раннем возрасте позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество. В результате комплексного подхода к обучению, воспитанию детей формируется взаимодействие ребенка с людьми и окружающей действительностью. Это в свою очередь создает предпосылки к адаптации ребенка в малом детском коллективе, а в дальнейшем обеспечивает преемственность между индивидуальным и общественным воспитанием.

Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.

В настоящее время разработаны программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

В России  имеется ряд методических разработок ученых (Е.М. Мастюковой, Е.А. Стребелевой, Н.Ю. Боряковой и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

В России система ранней диагностики и коррекции недостатков применяется к детям с выраженными клиническими нарушениями, а за рубежом имеется позитивный опыт применения различных программ ранней диагностики к детям с нерезко выраженными отклонениями в развитии.

Ранняя комплексная помощь включает мероприятия, направленные на выявление психических и (или) физических нарушений развития, восстановление или компенсацию нарушенных структур и функций организма, предотвращение и (или) устранение ограничений активности, а также сопровождение развития, обучение детей с особенностями психофизического развития, консультирование и обучение родителей способам ухода и оказания специальной помощи детям в условиях семьи.

Программы ранней помощи планируют коррекционно-педагогическую деятельность по следующим направлениям:

- оценка зоны актуального развития ребёнка;

- психологическое консультирование, специальная система образования, организация развивающей среды для детей раннего детства;

- сенсомоторное развитие младенца.

Основные направления оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии:

- сенсорное развитие

- физическое развитие

- эмоциональное развитие

- речевое развитие

- социальное развитие (включая приобщение к предметной, игровой деятельности и самообслуживанию)

Успешность реализации программ ранней помощи определяется по следующим критериям:

· время проведения ранней диагностики – эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев;

· интенсивность коррекционной помощи;

· создание развивающей среды;

· воздействие на все сферы психики ребёнка;

· учет индивидуальных особенностей детей;

· организация позитивной социальной поддержки.

Таким образом, наличие ранней диагностики и комплексной помощи ребенку с ОВЗ позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии малыша группы риска и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений.

Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Консультация для воспитателей и родителей «Гиперактивный ребенок»

01.08.2019

Сегодня мы с вами поговорим о гиперактивных детях. Многие воспитатели в своей практике сталкиваются с ними. Но вот как правильно с ними взаимодействовать, мы и разберёмся сегодня.

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Эти дети не могут сосредоточиться на одном предмете длительное время, не могут завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в её выполнении. Продуктивность работы низкая. Им свойственна утомляемость. Умственная деятельность циклична: 5-15 минут – продуктивная работа, 3-7 минут мозг «отдыхает». При утомлении появляется беспричинное раздражение, плаксивость, истерики.

Многие взрослые считают, что такое поведение является результатом дурного характера, невоспитанности или упрямства. Это не так. Скорее можно утверждать, что это специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими, так и психосоциальными факторами.

Мы сейчас не будем обсуждать причины возникновения у детей гиперактивности, а поговорим о том, как проводить работу с такими детишками.

Наличие гиперактивности, по сравнению с другими нарушениями личности и поведения дошкольников, вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Причины этого таковы, что гиперактивные дети сами по себе приносят много неудобств и параллельно будоражат окружающих сверстников, которые часто их не принимают в свои игры, так как они ломают постройки, агрессивны и непоследовательны.

Организуя коррекционную работу с гиперактивными детьми, акцент нужно сделать на следующих умениях ребёнка:

- концентрировать внимание;

- контролировать свои достижения;

- доводить начатое до конца;

- контролировать свои эмоциональные проявления;

- снимать мышечное напряжение;

- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Родителям и окружающим взрослым такого ребёнка важно изменить своё отношение к нему и стиль взаимодействия. Важно понимать, что дисциплинированные меры воздействия на гиперактивного ребёнка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребёнком должен быть ровным, позитивным, но тем не менее без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро «садятся на шею» и становятся манипуляторами.

Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не больше 10 слов. Нельзя давать сразу несколько поручений (он их просто не запомнит). Только по очереди и контролируя их результат.

Система запретов и ограничений должна быть чёткой и неукоснительно выполняемой. Запреты свести до минимума (то, что касается безопасности).

Таких детей просто необходимо приучать к чёткому распорядку дня, режиму.

Важно учитывать, что гиперактивные дети, вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания, характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому, при организации предметно-пространственной среды в ДОУ воспитателям необходимо в групповой комнате выделить пространство для активного отдыха детей.

Помимо занятий в игровой форме с включением физминуток, воспитатель дожен продумать учебный материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах.

От гиперактивных детей нельзя требовать абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и усвоение материала. Воспитателю лучше находиться рядом с ребёнком при непосредственном выполнении задания, успокаивающе проговаривая действия ребёнка спокойным голосом.

Коррекционные приёмы и технологии:

1. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

2. Игры для развития тактильного взаимодействия.

3. Пальчиковые игры.

4. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

5. Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

6. Обучение самомассажу.

7. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

8. Работу с глиной, водой и песком.

Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:

-индивидуальная;

-парная;

- подгрупповая.

Итак, дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых участия и терпения. Работа с ними должна быть комплексной и кропотливой, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?»

01.08.2019

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Консультация для родителей «Агрессия в семье. Семейные причины детской агрессивности и пути коррекции»

01.08.2019

Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

В последние годы научный интерес к проблемам агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой, истоками и формами работы с детской агрессивностью, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу (Психологический словарь, 2002).

Агрессивность, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.). Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий.

В определенные периоды развития агрессивность ребенка - это всего лишь проявление его чувств и инстинктов. Маленькие дети, не знающие о нормах поведения, принятых в обществе, не умеющие и не пытающиеся контролировать свои эмоции, выражают их естественно. Ребенок еще не умеет свои мысли, чувства и потребности облачать в слова. Если, к примеру, малыш голоден, он искренне сердится на маму и способен вести себя по отношению к ней достаточно агрессивно.

Агрессивное поведение у маленьких детей чаще всего связано с семейной атмосферой (Алексеева Е.Е., 2008). Естественно, самое большое влияние на процесс формирования личности ребенка оказывает семья, именно в кругу семьи человек проходит первичную социализацию. Бютнер К. пишет о том, что «агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания» (Бютнер К., с. 90-91).

На примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми. Обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами - это те факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими.

Как пишет К. Юнг «самые сильные воздействия на детей исходят, как правило, не от сознательных желаний родителей, а от их бессознательного фона. Из этого следует, что даже нормально развитым и социализированным взрослым, действительно любящим своих детей, очень трудно, почти невозможно оградить детей от воздействия неконтролируемых собственных бессознательных процессов» (Юнг К., 1997).

Агрессивность — всего лишь неосознанное копирование ребенком модели взаимоотношений внутри собственной семьи. Особенно часто агрессию проявляют дети, которых в семье подавляют, практикуя авторитарное воспитание. В данном случае агрессия - это своеобразное «выпускание пара». Ребенок, зажатый родительскими требованиями, вынужденный строго придерживаться определенных рамок поведения, принципов, насаждаемых насильно, вымещает свою злость и обиду на других детях, более слабых и не способных противостоять ему точно так же, как он не в состоянии противостоять родителям (или одному из родителей).

Родителям, столкнувшимся с подобными проявлениями, следует помнить о том, что агрессивный ребенок - это несчастный ребенок. Агрессивность, по идее, состояние, противоестественное детству. По большому счету, наказывать здесь не за что - нужно просто научиться смотреть на мир глазами ребенка, понять, чем вызвано его поведение и отношение к окружающему его миру, попытаться разрушить этот своеобразный панцирь, которым ребенок, скорее всего, просто прикрывается, защищаясь от взрослого мира.

Наличие агрессии в поведении ребенка очень часто создает сложности в общении с ним родителей и сверстников. Корректировать агрессивность можно и нужно — это необходимо для того, чтобы из простой реакции на жизненные сложности она не превратилась в будущем в стабильную модель поведения, не укоренилась в характере. Для того чтобы побороть агрессивность в поведении ребенка, прежде всего следует выяснить ее причины. В каждом отдельном случае они могут быть разными, но в дальнейшем, после того как эти причины выяснятся, действия родителей должны быть направлены на их устранение, на то, чтобы смягчить негативные последствия агрессивного поведения ребенка и показать ему, что из любой ситуации можно найти выход.

В зависимости от семейного руководства и агрессивного поведения детей немаловажную роль играют наказания и контроль со стороны родителей. Исследования показывают, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальным, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997, с.115). Таким образом, вседозволенность, отсутствие контроля за поведением ребенка и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности ребенка.

Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие своих детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таком случае наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые ему пытаются привить. То есть, они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем (Алексеева Е.Е., 2008; Гиппенрейтер Ю.Б., 2005).

Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего (Лешли Д., 1991). Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург Й. и Поппер. П советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2001).

После того как причины проявления агрессии и их характер выяснены, родители ребенка могут избрать одну из предложенных ниже стратегий.

1. Агрессия в поведении ребенка игнорируется, т.е. остается незамеченной и не оценивается никак; любое же проявление доброты поощряется всеми возможными методами.

2. Агрессия «выталкивается» из ребенка, т.е. в том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. В игре агрессия приобретает некий социально наполненный и оправданный смысл. Во время игры, однако, не следует избегать контроля агрессивных эмоций, допускать слишком сильного их проявления, жестокости со стороны ребенка. В то же время в некоторых случаях следует предложить ребенку сыграть роль «доброго» персонажа, чтобы, почувствовав контраст, он понял, что добрым быть лучше.

3. На проявление агрессии устанавливается жесткий запрет. Этот метод может применяться родителями только в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакций, служит для ребенка своеобразным «развлечением» (Росс А., 2002).

Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам.

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

·         обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

·         обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

·         отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалисту.

Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в семинарах, диспутах, клубах по интересам и т. д.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала (Каменская В.Г., 2005). Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации.

При этом необходимо помнить, что существует оптимальный уровень агрессивности, необходимый для нормального психического развития ребенка. Полное отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.Хочу такой сайт

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблем повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

·         выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

·         своевременная диагностика агрессивного поведения и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психологической коррекции агрессивного поведения.

Главное в семье – создание эмоционально комфортных, теплых, гармоничных взаимоотношений между всеми членами семьи. Атмосфера добрых отношений в семье служит основой того, что ребенок, преодолев определенный этап развития, научится адекватно реагировать на ситуации и выберет в жизни правильные приоритеты.

Консультация для родителей «Детские капризы»

01.08.2019

Только что этот ангелочек улыбался и мирно мастерил человечков из желудей. Такой хорошенький. А потом сказал: Хочу шоколадку. А вы ему: бог с тобой, зайка, ну какая шоколадка перед обедом, сейчас будем супчик кушать... И тут глаза ангелочка налились кровью, как трансформер, он превратился вдруг в орущего тирана. Хочу, хочу, хочууууу!!! Или не шоколадку. Может быть, шапку надевать не хочет, или засыпать не собирается, или учебники грозится сжечь. С детьми — как на вулкане. В любую секунду тумблер может перещелкнуть, и начина-а-ается...

- А вы думали, будет просто? - смеется детский психолог Олег Колыванов. - Главная задача родителя — быть сильным и эмоционально стойким. Вам нужно, во-первых, не бояться детских капризов и истерик (многие так боятся, что уступают сразу, лишь бы замолчал), а во-вторых, быть всегда готовым с ними справиться. Дети и правда ангелочки, просто они частенько не справляются с эмоциями, которые их захлестывают. Они могут капризничать, орать, манипулировать, «упираться», и это все, конечно, вызывает у родителя раздражение, злость и гнев. Но главное для мамы или папы — не приходить в ярость. Потому что «огнем» «огонь» не потушишь.

По мнению психологов, ребенку особенно тяжело справляться с эмоциями с 2 до 5 лет. И в этот период маме с папой нужно запастись терпением, силой духа и спокойствием. Ваша задача не допустить, чтобы ребенок стал «главнокомандующим», чтобы не он говорил, что делать. Это слишком трудная роль для малыша.

Итак, что поможет справляться с капризами, скандалами, протестами и истериками наших наследников?

1. Держать руку на пульсе

Вы знаете своего ребенка, вы чувствуете его настроение. И приближение «извержения вулкана» постарайтесь предвидеть (по глазам, по словам, по голосу). И как только поймете, что вот «оно», постарайтесь не закатить глаза со словами «начинаа-а-ается», а переключить чадо — показать что-то, рассказать, дать интересное задание. Сразу спокойно и уверенно объяснить, что будет дальше, чтобы не тратить время на споры и борьбу. Если вы будете морально готовы, вы сможете остаться спокойным, а не взорваться вместе с ребенком.

2. Не позволяйте собой манипулировать

Дети не могут вам приказать, но они могут «включить манипулятора», обвинять вас в чем-то (Ах так? Значит, ты совсем меня не любишь?), или начать позорить вас при друзьях, чтобы вы выполнили их желание, только бы прекратить это позорище. Еще могут «давить на жалость», они все это умеют с раннего детства, не сомневайтесь. Ваша задача — стоять на своем, если это принципиально. «Я тебя люблю, я тебя жалею, но даже если ты будешь кричать еще громче, шоколадку перед обедом (не делать уроки, не надевать шапку) НИКАК НЕЛЬЗЯ, ведь это правило, и мы должны его соблюдать». Если хоть раз истерика закончится вашим «ну ладно, ладно, будь по-твоему», ребенок поймет, что именно ТАК может добиться своего, и тогда мужайтесь!

3. Объясните ребенку его чувства

«У меня болит голова, а ты заставляешь меня идти в школу!» - вопит школьник. А вы ему: «Я знаю, что ты не хочешь идти в школу, потому что боишься контрольной по математике».

Ребенок вопит: «ты плохая мама!» А вы ему: «Ты сейчас так злишься, потому что не хочешь надевать шапку, без нее ведь лучше. Но на улице холодно, так что надо надеть шапку». И так далее...

Если не покупаете игрушку по первому требованию и получаете «танец с бубном» посреди магазина, просто уводите, а дома объясняйте очень подробно, почему нельзя скупить все игрушки, почему так важно иметь мечту, а заодно расскажите, как такие скандалы вредны самому ребенку...

4. Забудьте про ремень

Он ничего не решит. Он только обидит, оскорбит, унизит. Хотите показать, что вы сильнее? Стойте на своем — спокойно, уверенно, непоколебимо. Именно в этом сила взрослого.

5. Энергию — в правильное русло

В детях энергия бушует. Пар выпускать необходимо. Если нет других возможностей, то с помощью истерик. Загрузите чадо интересными занятиями — спорт, творчество, просто побегать и покататься на роликах с друзьями во дворе. Как бы смешно это ни звучало, но сил на истерики просто не останется.

6. Надо поговорить

Совет по профилактике капризов от капитана «очевидность», но это и правда очень важно! Чем больше вы обсуждаете со своим чадом (пусть в сотый раз), тем легче вам будет договориться. Выслушивайте ребенка, не машите рукой со словами «это все глупости». Самая на ваш взгляд глупая глупость для ребенка может быть эмоциональным потрясением. Научитесь понимать и обсуждать, тогда отпадет необходимость привлекать ваше внимание с помощью истерик.

7. Уверенность, твердость и спокойствие

Ребенок узнает жизнь, привыкает к ее законам, и ему очень помогают правила, родительская поддержка и границы. По словам психолога Анатолия Добина, эксперта Фонда «В ответе за будущее», ребенок, если не чувствует границ, не чувствует опоры, и это усложняет его жизнь, так что родителям нужно быть твердыми и уверенными — быть каменной стеной и опорой своему чаду.

Самое сложное — оставаться спокойным, когда слезы льются рекой. Ведь ребенок страдает, и любой матери хочется это всеми средствами прекратить, и невозможно не реагировать! Тем не менее, именно спокойствие в такой ситуации покажет ребенку, что истерика НИЧЕГО не изменит, а значит, она НЕ действенна.

8. Прощайте

Когда ребенок завершит свое выступление и, может быть, придет просить прощения, - прощайте! Многие родители используют в воспитательных целях такой прием, как эмоциональное давление. Например, перестают разговаривать надолго, или постоянно напоминают, как плохо поступил ребенок, какой он неблагодарный, капризный и так далее... Чего вы этим добьетесь? Того, что ребенок будет в постоянном стрессе, в постоянной тревоге. Все это только увеличит число скандалов, конфликтов и истерик. Поступил плохо? Пусть искупит вину - признай, извинись и больше так не делай.

А КАК У НИХ?

Американская писательница, психотерапевт и семейный консультант Андреа Неир составила список полезных фраз, которые помогут родителям в общении с маленькими «нехочухами», когда нужно ложиться спать, нужно чистить зубы, есть овощи и суп, убирать игрушки... а не хочется.

1. Надо ложиться в кроватку. Выбирай, ты дойдешь до своей кровати на руках, на четвереньках или задом наперед? Тебе решать!

2. Пора чистить глазки (жестом показываете, как будто зубной щеткой чистите глаза). И вот уже ребенок смеется: «Мама, не глазки!» А что же? А, ну конечно, ушки! И снова смех: «Не-е-ет!» Сдаюсь, что же мы идем чистить? И ребенок уже бежит показывать вам, что нужно чистить. (Пижаму можно тоже попробовать надеть неправильно - штаны на руки. Результат - тот же.)

3. «Медленные ножки!» (вместо «не бегай») Можете изобразить, как медленно идут зомби.

4. Если ребенок не хочет есть овощи, поставьте тарелку с нарезанными овощами на стол, скажите : «Надеюсь, овощные воришки не утащат мои овощи» - и отвернитесь. Не поворачивайтесь, пока слышите, как овощной воришка хрустит морковкой.

5. Я сразу догадаюсь, что ты хочешь есть, если увижу, что ты помыл руки!

6. Какие песенки споем, пока будем убирать игрушки?

7. Интересно, а ты сможешь игрушки не класть в коробку, а бросать? (Оставьте для такой уборки только те игрушки, которые можно бросать в коробку.

8. Время сходить в туалет, чур я первый!

9. Ты слышал историю о девочке и ее фиолетовой кошке? Нет? Расскажу, когда выйдем на улицу.

10. Я слышу тебя, только когда ты разговариваешь нормальным голосом.

А вы как справляетесь с детскими капризами? Поделитесь своими секретами воспитания.

 

Консультация для родителей «Готовим ребенка к школе»

01.08.2019

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей.

Подготовить ребёнка к учебной деятельности таким образом, чтобы он был уверен в себе, не испытывал внутреннее напряжение в процессе обучения, был способен сконцентрировать внимание и длительно сохранять быстрый темп работы – сложная и ответственная задача.

Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Дети переступят порог школы уверенными в своих силах, учение будет для них не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т. е. сформированность школьной мотивации. Она включает в себя:

  • Наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • Понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
  • Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
  • Эмоционально благополучное отношение к школе.

Сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.

  1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  2. Старайтесь показывать необходимость каждого занятия, приводите примеры.
  3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
  4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком лёгким. Оно должно быть посильным.
  5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
  6. Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
  7. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только – с самим собой.

Ещё до начала обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного. Хороший уровень сформированности внимания у ребёнка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля.

 

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, ответьте, что пусть он делает так, как понял.

Если ребёнок справился с заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

 

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо различают цвет и форму предмета. Узнав названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах: «Дверь – это прямоугольник и т. д.». По силуэту или незначительным деталям ребёнок определяет предмет и различает его величину, форму, удалённость и пр. Ребёнок использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону». Дети ориентируются во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды).

   

Упражнение на развитие точности восприятия:

«Дорисуй фигуры».

 

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребёнка дорисовать их.

 

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т. д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребёнок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

 

Упражнение на развитие словесно-логического мышления: «Определи понятие».

 

Ребёнку предлагаются следующие наборы слов:

  1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
  2. Самолёт, гвоздь газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
  3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
  4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
  5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?» Помогайте ребёнку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

В основе способностей ребёнка, являясь условием обучения, приобретения знаний и умений является память. Важно ориентироваться в большей степени на смысловую память и показать ребёнку различные примеры, которые помогают лучше запомнить.

 

Игра на развитие памяти: «Я – фотоаппарат».

 

Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например ,ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

 

Неоценима роль воображения в творчестве ребёнка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и т. д. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребёнком окружающего мира, к поиску в нём собственного пути.

 

Упражнение на развитие словесного воображения.

 

Предложите ребёнку игру: «Попробуй представить, что будет, если…Например, представь себе, что открыли школу для кошек! Или люди научились летать. Или собаки стали разговаривать на человеческом языке и т. д.».

 

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребёнка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на своём месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все его указания. Писать можно только то и только там, где указал учитель.

И каждое такое правило, каждое «надо» требуют, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. На эту сторону психического развития следует обратить особое внимание, если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян.

Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.

 

Упражнение: «Найди такой же предмет»

 

Покажите ребёнку нарисованный предмет и 6 его копий. Из этих шести копий только одна является точной копией предмета-образца. Его-то ребёнок и должен отыскать. Остальные пять имеют малозаметные отличия.

Фиксируется время обдумывания ребёнком задачи и число ошибок. Если скорость ответа 10 секунд и менее, то это высокая импульсивность. Если при этом ответ правильный, то это свидетельствует о быстроте и гибкости мышления у ребёнка. Большая скорость ответов при их неточности свидетельствует об общей склонности ребёнка действовать необдуманно, подчиняясь эмоциональному порыву.

 

Средством повышения интеллекта ребёнка, его развития речи и подготовки к письму является тренировка пальцев рук.

В первую очередь, развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой. Далее, постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.

Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска, составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.

Для успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, ещё до начала обучения у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки.

·         Полноценное владение речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место звука в слове);

·         Достаточность словарного запаса;

·         Сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие;

·         Владение связной речью;

·         Сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме, величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к другу). Их Сформированность необходима для чёткого усвоения ребёнком зрительных образов букв (как печатных, так и письменных);

·         Иметь представление о числе и цифре.

Чтобы ребёнок избежал трудностей, связанных с изучением математики, решением арифметических задач, необходимо позаботиться о расширении его общего кругозора, умении ориентироваться в пространственно-временных связях.

Ребёнок должен уметь ответить на следующие вопросы:

·           В каком городе ты живёшь?

·           Назови свой адрес. На каком этаже ты живёшь?

·           Сколько этажей в доме?

·           Сколько этажей над вашей квартирой?

·           Сколько этажей под вашей квартирой?

·       Какие улицы (проспекты) находятся рядом с домом? Какой транспорт проходит вблизи дома? Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?

·           Как называются остановки транспорта?

·           Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?

·           Сколько тебе лет?

·           Назови имя отчество родителей и их профессии. Где они работают?

·           Назови столицу нашей Родины.

·           Как называется наша страна?

·           Назови водоёмы, какие находятся на территории нашего города.

·           Назови 5 городов России, Крыма и т. п.

 

 

Итак, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

 

Консультация для воспитателей и родителей «Проблемы адаптации детей в детском саду»

01.08.2019

Одной из основных и сложных профессиональных задач, возникающих перед воспитателем детского сада является адаптация детей, которые впервые начинают посещать дошкольное учреждение.

Сложности возникают у всех участников адаптации. Для родителей трудно видеть, что их ребенок несчастен в незнакомой обстановке. Для педагогических работников нет возможности нормально уделить внимание всем детям, потому что новенькие дети плачут, просятся на руки, не общаются со сверстниками, не едет, не спят и т. д. Кроме того, поведение одного ребенка провоцирует других и может привести к коллективной истерике. Однако, наибольшие трудности возникают у самих детей, которые привыкают к детскому саду. Они тяжело переносят разлуку с мамой и приходят в отчаяние в незнакомой обстановке. Поэтому адаптация детей к детскому саду всегда является сложной проблемой, а задача взрослых – максимально облегчить детям период привыкания к жизни в коллективе и по правилам общества.

Адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) - в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта – биологический и психологический.

Биологический аспект адаптации заключается в приспособлении организма человека к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды. Это может быть изменение температуры, атмосферного давления, влажности, освещенности и др. Психологический аспект адаптации представляет собой приспособление человека, как индивидуума, к существованию в обществе или определенных условиях в обществе.

Понятно, что, несмотря на некоторое присутствие биологического аспекта, основным в процессе адаптации детей в детском саду является психологический аспект адаптации. Особенную сложность вызывает тот факт, что, как правило, данная адаптация является первой адаптацией конкретного ребенка в жизни. До начала посещения дошкольного учреждения ребенок пребывает в одинаковых условиях дома, с определенным режимом, привычным внешним миром и знакомыми окружающими. Поэтому начальный период посещения детского сада является крайне сложным для ребенка и задача взрослых – обеспечить максимально безболезненное и быстрое прохождение данного периода.

При адаптации могут наблюдаться следующие негативные проявления в поведении ребенка:

- ребенок активно выражает свое нежелание идти в детский сад – плачет, не хочет одеваться, упирается, кричит;

- ребенок нормально идет в детский сад, но проблемы начинаются тогда, когда родитель собирается уходить, оставляя ребенка;

-пропадает аппетит или ребенок ничего не ест в детском саду;

- нарушается режим дня, в том числе режим сна;

- появляются признаки агрессии, нервозности, апатии или другие негативные изменения поведения;

- снижается иммунитет и повышается заболеваемость.

Выделяют три типа адаптации – легкая, нормальная (средняя) и тяжелая (затяжная) .

В случае легкой адаптации дети почти с самого начала пребывания в детском саду чувствуют себя хорошо, ведут себя активно и не очень-то хотят уходить домой. Отрицательное эмоциональное состояние у ребенка длится не очень долго, как правило, не более месяца. В этот период времени могут наблюдаться нарушение сна, потеря аппетита или отказ от приема пищи в детском саду. Кроме того, ребенок может не очень охотно играть с другими детьми. При легкой адаптации ребенок не болеет и постоянно посещает детский сад. Необходимо отметить, что легкая адаптация практически не встречается в ясельном возрасте и характерна скорее для детей старше 3,5 лет. Это обусловлено тем, что они лучше осваиваются в коллективе и уже умеют играть со сверстниками.

Нормальная адаптация характерна для большинства детей и ее длительность составляет от одного до трех месяцев времени посещения дошкольного учреждения. Одного месяца посещения детского сада при правильно выстроенном механизме адаптации достаточно, чтобы ребенок освоился и начал нормально ходить в детский сад. Конечно, за месяц ребенок пройдет только первый этап адаптации. Он привыкнет посещать детский сад, научится там оставаться, однако по-прежнему будет тосковать и плакать за мамой и не всегда нормально идти с утра в дошкольное учреждение. При нормальной адаптации возможно заболевание ребенка в течении первого месяца острыми респираторными инфекциями на период до 10 дней без осложнений. Это протест организма на новые условия существования.

Тяжелая адаптация может протекать от трех месяцев до года. Данный вид адаптации может сопровождаться несколькими заболеваниями, в том числе с осложнениями. У ребенка будут наблюдаться стойкие нарушения поведения. Таким образом организм и психика ребенка подсознательно протестуют против посещения детского сада. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

Встречаются случаи, когда попытки приучить ребенка к детскому саду заканчивались неудачей. В результате родители вынуждены были делать паузу и проходить период адаптации повторно на более старшем возрасте ребенка – спустя полгода или год.

Не всегда негативные проявления заметны сразу. Внешне ребенок может вести себя достаточно адекватно, однако внутренне он активно протестует против посещения детского сада. Как верно отмечают С. П. Ситникова и Л. Н. Егорова «Если ребенок не плачет, то это вовсе не означает, что все нормально. Он переживает не меньше плачущего, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание» .

Адаптация может быть связана с большим количеством негативных изменений в детском организме на разных уровнях. Причем внешние проявления являются, как правило, наиболее безболезненными для ребенка. Гораздо хуже то, что у ребенка в процессе адаптации в голове крутится одна мысль «Где моя мама и зачем я здесь?». Эта мысль и душевные переживания, связанные с невозможностью дать адекватный ответ на этот вопрос приводят ребенка в состояние нервно-психического напряжения, которое может перейти в стресс. В свою очередь это состояние ребенка может приводить ко всем остальным негативным проявлениям, которые мы перечислили выше.

Н. Г. Иванова отмечает, что характер адаптации зависит от нескольких факторов :

- возраста - самый трудный возраст для адаптации от 1 года до 2 лет;

- состояния здоровья ребенка - здоровый ребенок значительно легче проходит адаптацию, в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья адаптация, как правило, является тяжелой;

- уровня развития ребенка – ребенок, развивающийся соответственно своему возрасту быстрее осваивается в компании сверстников, чем ребенок, отстающий в развитии;

- биологического анамнеза – могут оказывать свое влияние характер протекания беременности матери, наличие осложнений при родах, заболевания в течение первых трех месяцев жизни;

- социальных условий, обеспеченных ребенку после рождения – наличие режима дня, питания, участие ребенка в развивающих играх;

- психологического климата в семье – если в семьях наличествуют доброжелательные отношения, то такие дети проходят адаптацию легче.

По нашему мнению в данный список также необходимо включить:

- наличие опыта общения со сверстниками и взрослыми – в случае, когда круг общения ребенка не ограничивается семьей, а включает других взрослых и детей вырабатывается навык общения значительно облегчающий адаптацию;

- наличие опыта самостоятельной или коллективной предметной деятельности – если ребенок в состоянии самостоятельно играть, а еще лучше имеет навык игры с другими детьми, то адаптационный период пройдет достаточно легко.

Окончание адаптации характеризуется тем, что у ребенка восстанавливаются глубокий сон, хороший аппетит, положительное эмоциональное состояние, активное поведение и наблюдается приобретение новых привычек и навыков, а также соответствующая возрасту прибавка в весе.

Полностью прошедшим период адаптации ребенка можно будет считать после того, как пребывание в детском саду превратится для него из обязанности в удовольствие. Когда ребенок будет с желанием идти в детский сад и хотеть общаться со своими товарищами по группе.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».