31.07.2019
01.08.2019
Босохождение (хождение босиком) -ещё один вид закаливания, который своими корнями уходит в далёкое прошлое. Так в Древней Греции босохождение было своего рода культом. В качестве эффективного средства профилактики и лечения многих заболеваний босохождение впервые было предложено в научной медицине немецким учёным-гигиенистом конца XIX века Себастьяном Кнейпом. Он приводил примеры излечения различных заболеваний водными процедурами в сочетании с ходьбой босиком по росе, мокрым камням, выпавшему снегу.Для чего же нужно босохождение? Дело в том, что на коже стоп находится большое количество рецепторов, реагирующих на тепло и холод. Постоянное ношение обуви создаёт особый микроклимат для ног, при нарушение которого организм реагирует заболеванием. Вот почему лишь стоит переохладиться или промочить ноги -и простуда тут как тут. Закаливание делает стопы ног менее чувствительным к колебаниям температуры, и следствие этого -снижение заболеваемости. Кроме этого, современный учёные приходят к выводу, что постоянная изоляция человека (резиновая подошва, синтетические ткани) приводят к тому, что в теле накапливается значительный электрический заряд, что приводит к хронической усталости, неврозам, бессоннице. Это ещё плюс в пользу босохождения. Также не следует забывать, что хождение босиком может предупредить, а иногда и вылечить плоскостопие, которым сейчас страдают очень многие дети.Как и любой вид закаливания, босохождение должно быть постепенным и систематическим. Особенно осторожным нужно быть с детьми раннего возраста. Начинать лучше с хождения в тёплой комнате по ковру или половику. Очень рекомендую приобрести в магазине специальные резиновые коврики с рифлёной поверхностью, которые служат замечательным тонизирующим средством. Дополнительно можно делать массаж стоп с помощью скалки, круглой палки, катая её под подошвами каждый день по нескольку минут. Но не забывайте о ходьбе босиком по траве или земле. Исследования электроэнцефалограмма показали, что характер почвы по -разному действует на нервные центры. Горячий песок, асфальт, острые камни, шлак, шишки и хвоя действуют как сильные раздражители, тёплый песок, трава, дорожная пыль, ковёр на полу успокаивают. При босохождении увеличивается интенсивность деятельности практически всех мышц организма, стимулируется кровообращение, улучшается умственная деятельность. Поэтому используйте хождение босиком для укрепления здоровья.
01.08.2019
Нашим детям для правильного развития опорно-двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям полезно заниматься физкультурой вместе с детьми и собственным примером прививать детям любовь к физкультуре и спорту. Если родители вместе с детьми будут заниматься физкультурой, ребенок будет считать это нормой, как умывание и чистку зубов по утрам.Для организации физкультурных занятий с детьми необходимо помнить следующее:-Физкультурные занятия желательно проводить в одно и то же время. Единственное исключение из правила -это болезнь ребенка. -Физкультурные занятия необходимо проводить до еды, натощак. -Лучше всего проводить физкультурные занятия на улице (особенно если вы находитесь на даче). -Перед физкультурными занятиями дома желательно хорошо проветрить помещение. Это позволит совместить физические упражнения с закаливанием.-Во времяфизкультурных занятий очень важно следить за точностью и правильностью выполнения движений детьми, ведь именно правильное выполнение упражнений является залогом правильного и гармоничного развития суставов.-Следите за тем, как ваш ребенок дышит во время выполнения физических упражнений -нужно стараться не задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соизмеряя ритм дыхания с движениями.-Если во время занятий или после появляются головные боли либо другие неприятные ощущения, рекомендуется посоветоваться с врачом.-Для того чтобы было выполнять упражнения было интереснее, лучше заниматься физкультурой под музыку.Дети к 4-м годам уже свободно выполняют простейшие движения, уверенно ходят, бегают, говорят, мыслят, ориентируются в пространстве. В этот период дети удивляют своих родителей, пытаясь помочь им в работе, подражают практически во всем. Однако нельзя забывать, что в этот период у дошкольников все же еще ограниченные, слабо развитые двигательные возможности. В основном у них преобладают движения, в которых участвуют преимущественно крупные мышечные группы. Тяжелой нагрузкой для них являются однотипные движения, которые вызывают в детском организме повышенную утомляемость, а также длительное сохранение одной стабильной фиксированной позы. Учитывая это, не забывайте при проведении занятий, особенно с включением силовых элементов, чередовать упражнения с отдыхом.Физические развивающие занятия для дошкольников рекомендовано проводить в виде имитационных движений и игр. Подбор и дозировка упражнений должны зависеть от возрастных особенностей детей.При проведении занятий (особенно на начальном этапе) не забывайте об индивидуальных особенностях своего ребенка.Разнообразие двигательных возможностей детей требует индивидуального подхода к ним со стороны родителей, что особенно важно при занятиях физическими упражнениями.Как известно, дети в этом возрасте большую часть своего времени уделяют играм. Поэтому и физкультурные, спортивные развивающие занятия для дошкольников должны строиться в виде игры. Упражнения могут состоять из разнообразных подражательных движений. Желательно, чтобы каждое упражнение имело свое сказочное или шутливое название и легко запоминалось. Например, «Чебурашка», «Паровозик», «Зайчик» и т. д.Такие упражнения детям интересны и не утомительны.
12При составлении комплекса упражнений для своего ребенка, нужно подбирать упражнения так, чтобы они развивали различные физические качества -силу, быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений, гибкость. Упражнения должны также охватывать различные мышечные группы ребенка. Недопустимо, чтобы во время занятий выполнялись упражнения, например, лишь для мышц нижних или верхних конечностей.Важным условием эффективности занятий физкультурой с детьми является постепенность. Начинать необходимо с малого количества упражнений и повторений, а от занятия к занятию прибавлять 1-2 упражнения или повторения движений. Необходима и последовательность выполнения упражнений -от простых к более сложным. Ведь нервная регуляция сердца ребенка несовершенна, а потому ритм его сердечных сокращений быстро сбивается, а сердечная мышца при неадекватном физическом воздействии довольно-таки быстро утомляется. Тем более что для дошкольника практически любое элементарное упражнение, повторяемое многократно с изменением темпа выполнения, уже само по себе способствует физическому развитию.Перед тем как начать выполнять новое незнакомое упражнение с ребенком, желательно объяснить ему его содержание, затем показать и только потом дать попробовать сделать. Старайтесь, чтобы объяснение не было долгим, так как усидчивость и внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, бывает неустойчивым, и они фактически не способны сосредоточиться на продолжительном объяснении.Таким образом, при составлении комплекса физических упражнений для физкультурных занятий дома с детьми необходимо соблюдать следующие правила:1.Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет должна составлять 15-20 мин, соответственно с детками 5-7 лет –20-30 мин.2.В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений.3.Каждое упражнение необходимо выполнять от 2 до 6 раз (повторений) в зависимости от возрастных особенностей и двигательной подготовленности ребенка.4.Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом.5.Упражнения должны быть преподаны ребенку в видеимитационных движений и игр.6.Каждому упражнению придумайте шутливое название.7.Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы, развивающие разнообразные физические качества.8.Соблюдайте правило постепенности и последовательности.9.Учитывайте индивидуальные особенности ребенка.Зная эти девять правил, каждый из родителей сможет правильно подобрать упражнения для своих детей и грамотно составить комплекс.Несложные упражнения для ребенка полезно разучить в домашних условиях. Каждое изэтих упражнений надо делать 3-6 раз. После побегать по комнате или на месте, высоко поднимая колени и размахивая руками, потом походить и восстановить дыхание.Предлагаю примерный комплекс упражнений на развитие силы для физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях:1. «Маятник». И.П.: стойка —ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы 1 —вправо, 2 —влево, 3 —вперед, 4 —назад.2. «Волна». И.П.: стойка —ноги врозь, выставить руки в стороны. Поочередно выполнять волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе.3. «Вертушка». И.П.: стойка —ноги вместе, руки –параллельно корпусу вниз. На каждый счет вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.4. «Мельница». И.П.: стойка —ноги врозь по шире с наклоном корпуса вперед, держим руки —в стороны. На каждый счет вращение корпуса то вправо, то влево.5. «Крокодильчик». И.П.: упор лежа. Передвигаться вперед на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.6. «Ножницы». И.П.: горизонтально лежа на спине в упоре на предплечьях, ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочередно делать скрестные движения выпрямленными ногами.7. «Качели». И.П.: лежа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.8. «Лягушка». И.П.: упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног. Постараться выполнить, отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.9. «Зайчик». И.П.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперед. Спину держать ровно.10. «Кенгуру». И.П.: стойка —ноги вместе, с руками внизу. В темпе оттолкнуться, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повторить прыжок.Будьте здоровы!
01.08.2019
Говоря о роли движения, следует затронуть вопрос дыхания детей. Дело в том, что не только малыши, но и многие дети дошкольного возраста не умеют правильно дышать. У таких детей узкие плечи, впалая грудь, бледность щек, открытый рот.При обучении ребенка правильному дыханию,прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли, остающейся на волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующиев регуляции активности и кровотока головного мозга. Именно нарушения в состоянии этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к развитию состояний тревоги или угнетения, расстройства сна.При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Затем можно предложить подуть на одуванчик или свечу сначала ртом, потом носом, затем одной ноздрей. Пускание мыльных пузырей –хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Во время прогулок хорошо предложить ребенку медленно вдыхать и еще медленнее выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в полтора-два раза дольше, его лучше делать на 4 шага, тогда как вдох на 2 шага, или вдох делается на 2 –3 шага, а выдох на 3 –5 шагов. Особенно полезно научиться так дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.Комплекс упражнений дыхательной гимнастики:1.«Часики». Стоя, ноги слегка расставить,руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед, назад произносить «тик-так».2.«Трубач». Сидя, кисти рук сжаты в трубочки, подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».3.«Петушок машет крыльями». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить «Ку-ка-ре-ку».4.«Каша кипит». Сидя, одну руку положить на живот, другую -на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь –вдох, опустить грудь и выпятить живот –выдох. При выдохе громкоепроизнесение звука «ф-ф-ф-ф».5.«Паровозик». Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».6.6. «На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки –вдох, палку опустить на лопатки –длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф».7.«Летят мячи». Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х».8.«Семафор». Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить их вниз с длительным выдохом, произнести «с-с-с-с»
01.08.2019
«Нужны ли ребенку спортивные занятия? – часто сомневаются родители. – Он и так много двигается, зачем время терять, ходить на занятия куда-то в определенные часы?»
Действительно, при современной загруженности школьников учебными делами выкроить время на спортивную секцию в ежедневном распорядке дня не так-то просто. И все же мы советуем это сделать. Если выбор спортивной секции сделан верно, ребенок будет заниматься с удовольствием , стараясь не пропускать занятий, станет более ответственным, дисциплинированным, научится планировать свой день и время, чтобы все успевать.
В секциях, где ребят объединяют общие интересы, особая командная атмосфера взаимной требовательности и помощи. Друзья всегда поддержать товарища, не дадут в обиду, но вместе с тем подкорректируют характер и поведение. Даже в видах спорта сугубо индивидуальных, где спортсмен чаще всего один на один с дистанцией, дух коллективизма очень высок. Дети нацелены на достижение спортивного результата, а это значит, что в команде нет места вредным привычкам: курению, употреблению спиртных напитков, наркотических веществ.
Спортивные тренировки и выступления в соревнованиях, поездки на занятия по городу и с командой в другие города, жизнь в условиях спортивного сбора очень рано приучают ребенка к самостоятельности. Спортсменам просто необходимо следить за чистотой, они умеют сами хорошо выстирать белье и тщательно вымыться, убрать комнату, приготовить себе полезную и калорийную еду.
Юные спортсмены не просто самостоятельны, они уверены в своих силах, раскованы, настойчивы в достижении цели, ценят время и не разбрасываются, выбрав определенный путь.
Занимаясь регулярно физическими упражнениями, они обладают лучшими показателями в состоянии здоровья. Стремясь достичь максимальных для спортивных результатов, школьники ведут здоровый образ жизни, следят за своим физическим состоянием, внешним видом. Сильное, грациозное тело, точные, уверенные движения, красивая осанка – достоинства, которые приобретаются значительными усилиями, а потому и особенно ценятся.
Итак, если вы решите, что вашему ребенку нужно заниматься спортом, необходимо прежде всего определить, каким и где.
01.08.2019
Подготовка к занятию:
Воспитатель должен проследить за формой одежды, в которой ребенок идет на
занятие. На занятия по физкультуре в помещении дети должны быть одеты в футболку без майки, шорты, носки или гольфы, спортивную обувь. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу.
На физкультуру на прогулке дети одеваются в соответствии с погодными условиями, обувь должна быть удобной для занятий (кроссовки).
На занятие являться в строго обозначенное в расписании время!
Сам воспитатель должен быть в спортивной форме и спортивной обуви:
- спортивные брюки, футболка, спортивная обувь – для занятий в помещении;
- одежда по сезону и удобная обувь – для занятий на площадке.
Построение на занятие
Дети заходят в зал организованно (в колонне по одному) и сразу проходят на
место построения, указанное инструктором по физической культуре.
Во время занятия
Дети выполняют строевые упражнения по команде инструктора по физической культуре. В младшей и средней (по необходимости) группах воспитатель выполняет
упражнения вместе с детьми, в старших -оказывает помощь в организации и качестве выполнения строевых упражнений. Следит за дисциплиной детей. Оказывает помощь
в перестроении на общеразвивающие упражнения.
Инструктор по физической культуре называет, показывает и объясняет
общеразвивающие упражнения.
Во время их выполнения воспитатель младших групп (средняя по необходимости) должен выполнять все задания вместе с детьми. Если у детей не получается то или иное движение воспитатель помогает ему справиться с заданием.
После выполнения комплекса ОРУ инструктор по физической культуре дает
команду к перестроению на выполнение ОВД. Воспитатель помогает организовать
детей.
Инструктор по физической культуре и воспитатель совместно готовят
оборудование для выполнения ОВД. В старшей группе к подготовке оборудования
можно привлекать дежурных, заранее назначенных воспитателем.
Во время выполнения основных видов движения (ОВД) воспитатель
выполняет задание с той подгруппой, где задание уже знакомое детям (повторение или закрепление изученного материала). Воспитатель обращает внимание на качество
выполнения упражнения, предупреждает ошибки детей, следит за поведением
воспитанников.
Воспитатель отвечает за безопасность детей в ходе выполнения упражнений. Должен знать правила страховки детей в ходе выполнения упражнений.
Инструктор по физической культуре работает с подгруппой, выполняющей
новое или более сложное по технике упражнение. Воспитатель помогает организовать смену подгрупп в ходе выполнения ОВД.
Далее воспитатель помогает инструктору в уборке оборудования (в старших
группах привлекаются к посильному труду дежурные, даются поручения).
Воспитатель помогает построить детей для проведения подвижной игры.
Инструктор по физической культуре объясняет правила подвижной игры (или спрашивает детей, если игра знакомая).
В ходе проведения подвижной игры воспитатель следит за дисциплиной, безопасностью детей, выполнением правил игры детьми. Игра малой подвижности или упражнения в заключительной части также требуют внимания воспитателя. Воспитатель следит за качеством выполнения упражнений, контролирует состояние воспитанников, не допуская их перевозбуждения.
В конце занятия инструктор по физической культуре проводит анализ
занятия. Воспитатель также может отметить детей, похвалить их за достижения, или
высказать свои замечания в тактичной форме.
Воспитатели всех возрастных групп следят за безопасностью выполнения
упражнений, страхуют детей. Ответственность за жизнь и здоровье детей на
занятиях по физической культуре несут оба педагога.
После занятия:
После занятия воспитатель помогает детям переодеться, организует уборку
физкультурной формы и обуви. После занятий по физкультуре организует спокойную
деятельность с детьми.
01.08.2019
При подготовке детей к школе большое значение имеет изучение индивидуальных особенностей ребёнка. На каких же дошкольников необходимо обращать внимание в первую очередь, какие вызывают наибольшую обеспокоенность у родителей? Наибольшее волнение доставляют беспокойные, так называемые расторможенные дети, не способные сконцентрировать внимание в течение минимального количества времени, не понимающие простейшего задания и не способные его выполнить, раздражительные, плаксивые, драчливые, агрессивные, замкнутые, не умеющие устанавливать контакт со сверстниками. Эти дети приковывают все внимание взрослых и вынуждают все время быть с ними рядом. С одной стороны, невозможно привлечь внимание таких детей к тому или иному виду деятельности, а с другой – заставить закончить задание. К каждому ребёнку надо найти индивидуальный подход: детей с повышенной двигательной активностью привлекать играть с детьми малой двигательной активностью, давать таким детям задания, которые требуют сосредоточенности (конструкторы, пазлы).
Работа с расторможенными детьми строится с учетом их слабых и сильных сторон. Все действия должны быть направлены на организацию таких условий, при которых отвлекаемость ребёнка, его неспособность организовать свою деятельность проявлялись бы в меньшей степени.
Говорить с детьми следует спокойно, четко, не торопясь, по возможности стараться не реагировать на вызывающие действия ребёнка. Обязателен зрительный контакт с ребёнком, который позволяет ему сконцентрировать внимание, не отвлекаться. При общении с малышом применяется система четких и коротких указаний : «слушай», «становись», «запомни», «подумай», прежде чем запомнишь задание. Чтобы обратить внимание ребёнка на себя, можно использовать систему жестов, мимику, например, поднять палец, положить руку на плечо ребёнка, покачать головой и т.п.
Для каждой работы нужно давать специальные указания и повторять их до тех пор, пока ребёнок их не поймет. Нельзя переходить к новому материала, пока не усвоен предыдущий. Если задание большое, его следует разделить, и оно должно выполняться по частям.
Для помощи ребёнку компенсировать в работе свои слабые стороны необходимо опираться на сильные. Так, если он имеет нарушения моторики, но хорошее речевое развитие, лучше попросить его ответить устно. В процессе работы надо поощрять не только за хорошее поведение или хорошо выполненное задание, но и за старание, желание работать лучше.
Если ребёнок потерял контроль над собой. Не следует делать резких замечаний, категорически запрещается кричать на него. Необходимо отвлечь его, отвести в тихое место, успокоить. Если этого не сделать, то он не услышит ваших замечаний, не поймет, что вы от него хотите. Стоит обсудить случившееся.ребёнок всегда должен осознавать свое поведение. Не надо забывать: трудные дети очень ранимы, тревожны, тяжело переживают свою несостоятельность, хорошо все это понимают. Поэтому они всегда стараются быть в центре внимания, хотят, чтобы их замечали, оценили, и добиваются этого любыми путями, порой балуясь, нарушая дисциплину.
Пристального внимания заслуживают противоположные по поведению тихие, вялые, малоподвижные, неловкие дети, которые на первый взгляд доставляют меньше хлопот.
Для этой категории детей характерен общий замедленный темп деятельности. Они медленно входят в работу, не сразу понимают инструкцию, медленно одеваются, кушают. Как правило, у взрослых быстро заканчивается терпение, начинаются упреки, крики. Но взрослому необходимо усвоить одно: медлительного ребёнка ни в коем случае нельзя подгонять, торопить – это вызывает обратную реакцию: он вообще перестает понимать, что нужно делать. Такому ребёнку следует дать возможность действовать в доступном для него темпе. Постоянные подгонки могут привести к невротизации и ухудшению здоровья как физического, так и психического.
Гиперактивные и медлительные дети испытывают трудности при необходимости концентрировать внимание и организовывать свою деятельность. Трудности поведения – проявление нарушений нервно-психического здоровья. Но встречаются и другие: подергивание глаз, плеч, частое моргание, обкусывание ногтей, шмыгание носом, покашливание, раскачивание на стуле, выдергивание волос, нарушение сна, страхи, плохой аппетит или его отсутствие. Что касается причин, то в первую очередь это могут быть следствия психической травмы, вызванные испугом. Это также может произойти по вине взрослого: окрики, жесткие и необоснованные наказания.
Своевременная коррекция здоровья дошкольников и учет особенностей функционального развития необходимы из-за постоянного усложнения , чрезмерной насыщенности программ, введение различных педагогических и авторских методик, которые предъявляют к будущим первоклассникам очень высокие требования.
В первую очередь для ребёнка важно составление строгого распорядка дня. Тогда ему легче организовывать свою работу и выработать правильные привычки. При общении с ребёнком необходим спокойный, мягкий тон общения.требуется твердо стоять на том, что сначала работа, а потом развлечения и игры. Главное – не оставлять работу недоделанной. Поэтому не стремитесь сделать все и сразу. После непродолжительного времени работы (5 – 10 минут) ребёнку следует передохнуть. Постепенно он привыкнет к такому распорядку.
При возникающих проблемах в поведении ребёнку надо спокойно объяснять, что именно в его поведении всех огорчает. Запрещать следует не все подряд, а только то, что совсем не позволительно или опасно для жизни и здоровья. То, что нельзя было делать вчера, не стоит разрешать и сегодня, лучше быть твердым в любых ситуациях. При очередном проступке лучше посадить ребёнка вдали от окна при выключенном телевизоре, так как скучная неподвижность – самое действенное наказание. При этом обязательно следует объяснить его проступок.
Безусловно, надо давать ребёнку возможность заниматься и активной деятельностью. Самое эффективное – занятие сортом, прогулки, бег, подвижные игры.
Есть еще одна проблема, с которой сталкивается взрослый при работе с беспокойными и трудными детьми – это собственное раздражение, гнев, трудности общения и неуверенности в своих силах. Реагировать надо не на все, а только на то, что действительно беспокоит взрослого, отказаться от тотального контроля и быть уверенным, что можно изменить ситуацию. Все это возможно, если взрослый может расслабиться, успокоиться в самой критической ситуации.
Родители, запомните! Помочь беспокойному ребенку преодолеть трудности можно только при длительной, кропотливой и правильно организованной работе.
01.08.2019
Лето – удивительная пора, когда целый день можно гулять на свежем воздухе. Во многих семьях существует традиция – по выходным выезжать за город, в лес, в парк, к водоему. Такие поездки очень полезны и познавательны. Для взрослых важно наполнить их развлечениями, увлекательными занятиями, сделать максимально разнообразными для детей.
Помочь в решении этой задачи могут различные игры и упражнения. Предлагаю ознакомиться с некоторыми их них.
На полянке можно поиграть и поупражняться, используя элементы бега, прыжки, лазание. Например:
- побегать друг за другом между деревьями «змейкой»;
- по тропинке бежать быстро и очень тихо, чтобы не было слышно хруста веток под ногами;
- пробежать или проползти под низко растущими ветками деревьев, стараясь не задеть их;
- побегать между деревьями в различных направлениях;
- побегать или попрыгать по горке вверх и вниз.
Хорошее упражнение на равновесие – ходьба по стволу поваленного дерева, переход через неглубокую и неширокую канаву по узкому мосту, дощечке. Там, где есть валуны, крупные камни, интересно поупражняться в перешагивании с камня на камень.
Игра «Пятнашки (догонялки) на камнях»
В зависимости от местности правила можно подкорректировать. Например, если бегать между расположенными далеко друг от друга камнями, то спастись можно, встав на них. Вариант игры – нельзя пятнать того, кто стоит на камне на одной ноге …
Такую игру проводят и там, где много пней различного диаметра. Спасешься от пятнашки, если запрыгнешь на пень одной или двумя ногами.
На прогулке можно поупражняться в метании на дальность и в метании в цель.
Лучший материал для этого еловые и сосновые шишки, мелкие камешки с берега реки или озера. Упражнения на метание на дальность удобно проводить в виде соревнования «Кто дальше бросит». Круги на воде помогут выявить победителя.
Метание в цель интересно отрабатывать, бросая шишки в определенное пространство между ветками деревьев, в пустое дупло, в ведро или корзину. В водоеме можно расположить «эскадру кораблей» из бумаги или сосновой коры, которую можно атаковать с расстояния 1-2 м шишками и камешками. После игр все корабли, шишки нужно обязательно убрать, чтобы не загрязнять водоем.
«Сбей шишки»
На пне горкой раскладываются 6 – 9 шишек (желудей) Участники игры должны постараться шишкой сбить эти предметы. Выигрывает тот, кто сделает это, используя меньше бросков.
«Заполни ямку»
В небольшую ямку забрасывают шишки до тех пор, пока ямка не заполнится.
«Палочка – выручалочка»
Посередине небольшой лесной полянки втыкают в землю палочку. Около нее стоит водящий с закрытыми глазами и короткой палочкой в руках. Он громко и медленно считает до 10, а в это время остальные ребята разбегаются и прячутся. Закончив считать, водящий открывает глаза, стучит по палочке-выручалочке со словами:
- Палочка пришла – никого не нашла!
Ищет детей. Заметив кого-нибудь, громко произносит:
- Палочка – выручалочка… (имя) нашла и бежит к палке, воткнутой в землю.
Найденный ребенок тоже бежит к палке, стараясь обогнать водящего, первым дотронуться до палки и крикнуть:
- Палочка –выручалочка, выручи меня!
Если он успевает первым, остается в игре. Если не успевает – выбывает из игры. А последний игрок может незаметно подбежать к палочке –выручалочке и сказать:
- Палочка – выручалочка. Выручи всех!
Тогда все выбывшие из игры возвращаются в игру и считаются вырученными.
«Кто быстрее добежит»
Дети по сигналу бегут до указанного места (дерево, пень, куст). Выигрывает тот, кто первым выполнит задание. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Игровые упражнения с прыжкам
Спрыгнуть с поваленного дерева.
Подпрыгивать на одной или двух ногах, продвигаясь вперед от дерева к дереву, вокруг куста, перепрыгивать через кучи шишек.
Не стоит забывать, что воспитывая у детей бережное отношение к природе, не следует им разрешать лазать по деревьям! Это вообще противопоказано детям, так как связано с подтягиванием на руках, натуживанием, задержкой дыхания. Для переползания подойдут поваленные деревья, а для подлезания - низко растущие ветки деревьев.
Выезжая на прогулку не забудьте про игры с детьми!
В игре ребенок развивается, как личность!